Сегодня память Исаака Сирина по юлианскому православному календарю. Исаак Сирин не без усилий отстаивал тезис о божественной любви, не знающей насилия и возмездия. Мар Исхак подвергался за это критике и при жизни, и после смерти. Его тезис считался опасным для дисциплины и нравственности. Тем не менее, Исаак Сирин, не любивший споров, готов был вступать в полемику, говоря о божественном всепрощении и призывая людей к тому же — к любви и прощению.
Многим современным жителям России и Беларуси мысль о том, что насилие недопустимо, тоже непривычна. Люди, столкнувшиеся с насилием со стороны государства, сами этого заслужили. Насилие предотвратит большее зло. Людей, нанесших оскорбление Церкви, нельзя простить, пока они не попросят прощения. Оппозиционный политик сидит в тюрьме — так профессия у него такая. «Свидетелей Иеговы» преследуют по итогам безграмотной экспертизы, написанной людьми, плохо знающими Библию, — а какая разница, все равно они сектанты.
Исаак Сирин обращал внимание на особенность литургии Феодора Мопсуестийского, которая может показаться странной: сразу за словами о Тайной вечере и перед призыванием Святого Духа на дары в ней помещена пространная молитва за всех людей. Эта молитва как бы прерывает мысли общины о Евхаристии. Напоминает о том, что нельзя вспоминать о жертве Христа, забывая о людях. Не каких-то особых святых людях, а о таких, какие они есть.
Сейчас удел тех, кого не бьют, — это боль. Не боль отчаяния, а боль, переходящая в волю. О своём опыте боли Исаак Сирин говорит так: «Со страданием до́лжно нам молиться и с болью просить Бога об этом всём. И пусть эта мысль будет у нас по отношению ко всем людям, и со страданием будем молиться о них, как о себе самих, чтобы так пришло и нашло в нас покой Божество и поселилась в нас воля Его как на небе, так и на земле».
Эта осознанная боль снимает дистанцию между умом и сердцем. Она преодолевает животный (нерациональный) страх. Отрезвляет, когда хочется «уйти в себя». Побуждает помочь человеку, когда кажется, что сейчас это совсем некстати. В том числе, помочь человеку, находящемуся в заключении.
И снова:
«Сжалься, Господи, также и над теми, кто ввергнуты в руки порочных, злых и безбожных людей. Скорее пошли им ангела милосердия и избавь их от рук их. Господь мой и Бог мой, Сам пошли утешение тем, кто непредвиденно пребывают во всякого рода трудностях».
Поддержать тех, кто помогает заключённым и защищает их от произвола, можно здесь:
https://ovdinfo.org/
Я убежден в том, что так мы почтим память Исаака Сирина.